Ситрон - Юридическое сопровождение инвестиционных проектов

г. Минск, ул. Шафарнянская, д. 11, пом. 67

Юридическое сопровождение инвестиционных проектов

Инвестиции – одна из основных составляющих в экономике любого государства. Инвестиционная деятельность сопряжена с высокой степенью риска для инвестора, поэтому грамотная и профессиональная правовая поддержка в этом случае особенно необходима.

Согласно подпункту 1.1. пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь», инвестиционный договор между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь (далее - инвестиционный договор) может заключаться только в целях реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций (далее - инвестиционный проект)

Порядок и условия реализации инвестиционного проекта, определяется актами законодательства, к основным нормативно-правовым актам, регламентирующим их реализацию относятся следующие:

  • Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях»;
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2014 г. № 506 «О бизнес-планах инвестиционных проектов»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2016 г. № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10».

Перечень существенных условий, которые необходимо включить в инвестиционный договор заключаемый с Республикой Беларусь:

  • объект, объем, сроки и условия осуществления инвестиций;
  • права и обязанности инвестора (инвесторов) и Республики Беларусь;
  • ответственность сторон инвестиционного договора (организации) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение его условий, в том числе ответственность инвестора (инвесторов) и (или) организации за нарушение сроков реализации инвестиционного проекта и (или) этапов его реализации (при их наличии) и возмещение инвестору (инвесторам) убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственного органа или исполкома, заключивших от имени Республики Беларусь инвестиционный договор, и (или) иного государственного органа (организации);
  • иные условия, определяемые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
  • Порядок заключения инвестиционного договора зависит того, претендует либо не претендует инвестор на предоставление дополнительных льгот и преференций, а также на предоставление либо нет земельного участка, предназначенный для реализации инвестиционного проекта.

Примерный механизм процесса заключения и прекращения инвестиционных проектов с Республикой Беларусь:

1. Определение потенциальным инвестором (инвесторами) земельного участка для реализации проекта (на земельном участке: включенном в перечень участков реализации инвестиционных проектов; не включенном в перечень; на имеющемся у инвестора);

2. Выбор инвестором контрагента для заключения инвестиционного договора.

2. Подготовка инвестором необходимого пакета документов для заключения инвестиционного договора.

Обязательный пакет документов подготавливаемый инвесторов:

 - заявление (оформление заявления зависит от намерениях инвертора (инвесторов) в отношении инвестиционного проекта);

- проект инвестиционного договора;

- копия свидетельства о государственной регистрации инвестора (инвесторов);

- копии учредительных документов инвестора (инвесторов);

- копии аудиторского заключения, или заключения по результатам проведения финансового Due Diligence, или аудиторского заключения международного стандарта ISA 700;

- финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта.

В случае, если инвестор претендуем на дополнительные льготы/преференции к обязательным документам необходимо подготовить:

- бизнес-план инвестиционного проекта;

- годовую бухгалтерскую отчетность инвестора, а также бухгалтерская отчетность за текущий период;

- документы, подтверждающие намерения и условия предоставления кредитов (займов) для реализации инвестиционного проекта;

- и иные документы предусмотренные законодательством.

3. Подача подготовленного пакета документов в соответствующие государственные органы, органы местного управления для заключения инвестиционного договора.

4. Рассмотрение поданных документов (прохождение различных экспертиз, согласований проекта инвестиционного договора с уполномоченными органами, осуществляет с ними взаимодействие в целях получения необходимых сведений).

5. Принятие государственным органом / исполнительным комитетом решения о заключении либо о нецелесообразности заключения инвестиционного договора.

6. Подписание инвестиционного договора и вступление его в силу. Инвестиционный договор вступает в силу с момента его включения в Государственный реестр инвестиционных договоров Республики Беларусь.

Успешная реализация инвестиционного проекта требует своевременной и высококвалифицированной юридической помощи в связи с тем, что инвестиционная деятельность имеет ряд определенных особенностей: высокий уровень инвестиционных рисков, необходимость тщательного анализа объекта инвестиций, инвестиционных условий, защита инвестиций, активное взаимодействия с государственными органами по вопросам инвестиций, предоставлению дополнительных льгот и преференций в различных режимах инвестирования (свободные экономические зоны (СЭЗ), китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» (КБИП), парк высоких технологий (ПВТ) и иных режимах инвестирования, которые связаны со специфическими видами деятельности) и др.

Юридическое сопровождение специалистами инвестиционных проектов существенно снижает риски и позволяет с наибольшей выгодой реализовать проект.